Лекарственные аллергены

В настоящее время мало кто не знает, что низкомолекулярные химические вещества (в том числе многие лекарства) способны вызывать острые аллергические реакции. К ним относятся аспирин, соединения ртути, йод, препараты брома и многие другие.

таблетки-1

Лекарственные вещества, попадая на кожу, слизистые и внутрь организма людей с повышенной чувствительностью, могут оказываться причиной развития аллергических реакций типа антиген-антитело. Тогда на коже больных появляются различные сыпи. В зависимости от их характера и распространения говорят о простом контактном дерматите, аллергическом дерматите, экземе, крапивнице и т. д.

Аллергологи установили, что повышенная чувствительность человека к лекарственным веществам возникает на фоне общих нарушений реактивности его организма. При этом имеют значение функциональные нарушения нервной системы, нередко сочетающиеся с гормональными расстройствами. Так, например, эмоциональные факторы, действуя в качестве неспецифического раздражителя через центральную нервную и эндокринную системы, приводят к изменениям реактивности организма, на фоне которой возникают аллергические реакции.

Сегодня ученым стало известно, что некоторые медикаменты при введении в организм человека образуют с белками тканей сложный комплекс, представляющий собой полный антиген, против которого постепенно создаются специфические антитела.

Существует закономерность, заключающаяся в том, что аллергическая реакция к медикаментам требует времени для своего развития и чаще проявляется при повторном приеме препарата. Если же больной страдал в прошлом экземой или какой-либо другой аллергией, то реакция у него будет более выраженной и тяжелой.

Аллергия к лекарственным веществам проявляется не только высыпанием на коже, но и нарушением различных функций внутренних органов и нервной системы, в результате чего образуется сложный симптоме комплекс, называемый лекарственной болезнью.

Важнейшая профилактическая мера при лекарственной аллергии — полное исключение контакта с лекарством, вызывающим аллергическую реакцию.

При наклонностях человека к аллергии очень опасно самолечение, особенно антибиотиками (пенициллин, стрептомицин). При повышенной чувствительности в течение нескольких минут после приема антибиотика может развиваться грозное осложнение — анафилактический шок. При этом виде аллергии расстраивается сердечная деятельность, падает кровяное давление, нарушается ритм дыхания. Больной резко возбужден, а затем могут появиться приступы судорог, наступает непроизвольное мочеиспускание.

В таких случаях аллергии необходимо срочно вызвать к больному врача неотложной или «Скорой помощи».

 Вернуться к списку аллергенов >>