Первоначально, материалы данной статьи были представлены на одной из научных конференций профессионального медицинского сообщества. В последующем были адаптированы для широкого круга читателей. Получилось лаконично и с картинками. Приятного чтения.
Строение иммунной системы
Костный мозг
Тимус (вилочковая железа)
Миндалины
Червеобразный отросток
Лимфоидные бляшки тонкого кишечника
Лимфатические узлы
Селезенка
Типы иммунной системы
Врожденный иммунитет
Клетки крови
Клетки иммунной системы
Барьерные функции кожи
Секрет сальных и потовых желез
Слизистые оболочки
Приобретенный иммунитет
Формируется в процессе жизни ребенка
-
- Активный (контакт с вирусами и бактериями)
- Пассивный (иммунизация / вакцинация / грудное вскармливание)
Критические периоды в формировании иммунной системы
Период новорожденности (до 1 месяца)
3–6 месяцев жизни
2–3 года жизни
6–7 лет жизни
Подростковый возраст
Первый критический период (до 1 месяца)
Работает только неспецифический иммунитет
Специфический иммунитет представлен материнскими антителами
Низкая устойчивость к условно-патогенной и патогенной флоре
Склонность к образованию гнойно-воспалительных процессов
Высокая чувствительность к вирусным инфекциям
Второй критический период (3–6 мес.)
Разрушение материнских антител
Ослабление пассивного материнского иммунитета
Несовершенство процессов формирования антител
Клетки иммунологической памяти формируются только при повторных введениях антигена
Выявляются первичные иммунодефициты!
Третий критический период (2-й год жизни)
Расширяются контакты с внешним миром
Формируется способность к полноценному иммунному ответу
Сохраняется физиологический дефицит секреторного IgA
Склонность к повторным инфекциям дыхательных путей
Четвертый критический период (6–7 лет)
Школа, стресс, нагрузки
Сохраняется незначительный дефицит секреторного IgA
Уровень IgM и IgG – как у взрослых
Повышена продукция IgE
Пятый критический период (подростковый возраст)
Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного иммунитета
Стимулируется гуморальный иммунитет (повышается продукция антител)
Подъем частоты ОРВИ, аутовоспалительных синдромов
Отрицательное влияние экзогенных факторов (курение, алкоголь, химические вещества)
На что обращать и не обращать внимание!
1. Понятие «часто и длительно болеющий ребенок» (ЧБД) — не является самостоятельным заболеванием!
Классификация создана в 1986 (В.Ю. Альбицкий; А.А. Баранов):
дети до 1 года – количество заболевания 4 и более ОРЗ в год;
дети 1–3 лет – 6 и более эпизодов ОРЗ в год;
дети 4–5 лет – 5 и более эпизодов ОРЗ в год;
дети старше 5 лет – 4 и более эпизодов ОРЗ в год.
БОЛЕТЬ
— ЭТО НОРМА!
2. Под маской ЧБД могут скрываться:
Заболевания верхних и нижних дыхательных путей
Хронические инфекции
Пищевая и респираторная аллергия
Бронхиальная астма/аллергический ринит
Существуют 12 настораживающих признаков первичного иммунодефицита:
Первичные иммунодефициты (ПИД) — тяжелые генетически детерминированные заболевания, вызванные нарушением одного или нескольких механизмов иммунной защиты, которые проявляются повышенной склонностью к тяжело протекающим бактериальным, вирусным и грибковым инфекциям, аутоиммунным заболеваниям и развитию злокачественных новообразований.
В настоящее время описано более 250 форм, частота встречаемости составляет от 1:10000 чел. Ранняя диагностика и адекватная терапия ПИД позволяет предотвратить развитие необратимых нарушений, существенно улучшить качество жизни больных и изменить отношение к этим заболеваниям как к неизлечимым и безнадежным.
При наличии двух и более признаков, больному нужна консультация специалиста иммунолога.
Источник иллюстрации: ссылка
Непонимание причины заболевания, приводит к необоснованному и бесконтрольному приему медикаментов
— ПОЛИПРАГМАЗИЯ!
3. Увеличение лимфоузлов (лимфаденопатия) — является нормой при инфекционных заболеваниях!
4. Грозные признаки лимфаденопатии:
Отечность лимфоузла не уменьшается, а продолжает увеличиваться
Лимфоузлы определяются в определенных участках (надключичная область)
Сопутствующие симптомы (ненормальная потеря веса и обильная потливость)
Размер лимфоузла боле 2 см
Плотность лимфоузла (твердый, неподвижный)
Изменение цвета кожи над лимфатическим узлом
Резкая болезненность при пальпации
Что делать?
— Доктор! А можно . . . «поправить», «исправить», «поднять», «скорректировать», «усилить», «наладить» . . . иммунитет ребенка?
— Можно! Но, только осторожно! И только у специалиста! И в большинстве случаев — не нужно!
На картинке-плакате ниже, изображена схеме иммунного ответа, возникающая при различных патологических состояниях, среди которых: «ответ» на внедрение патогена, аллергическое или онкологическое воспаление. Как видно из схемы, иммунитет — это сложная система взаимодействия большого количества клеток между собой и окружающими тканями.
Источник иллюстрации: ссылка
Что делать?
Правильное сбалансированное питание
Правильное и сбалансированное питание с повышенным вниманием к БЕЛКАМ
Белок – строительный материал для клеток иммунной системы
Профилактика стресса
Нервная и иммунная система тесно взаимосвязаны
Во время стресса выделяются гормоны (кортизол, катехоламины), которые подавляют иммунитет
Закаливание
В процессе закаливания происходит постепенная адаптация (привыкание) к пониженным температурам
Слизистые оболочки и сосуды привыкают к пониженным температурам и не реагируют в ответ спазмированием (сужением просвета)
Клетки иммунной системы могут спокойно выполнять свою функцию, циркулируя по всем сосудам организма
Физическая активность и Витамин Д
Умеренные физические нагрузки повышают неспецифическую резистентность организма (в крови повышается количество циркулирующих нейтрофилов, моноцитов)
Витамин Д повышает поглощающую способность фагоцитов (нейтрофилы, моноциты)
Достаточный сон
Во время сна иммунная система осуществляет «техническое обслуживание» организма
Образуются новые клетки иммунной системы
Пик производительности иммунной системы достигается только во время глубокого сна
Еще раз об ОРВИ
БОЛЕТЬ
— ЭТО НОРМА!
Жар – это не катастрофа
Отсутствие аппетита во время ОРВИ – норма. Главное поить
Гулять можно
Мыть можно
Антибиотики не лечат вирусные инфекции
Температура при ОРВИ может длиться от 2 до 7 и более дней
Не надо заставлять ребенка есть. Борьба с инфекцией требует энергии и процесс пищеварения тоже требует энергии, поэтому умный организм ЭКОНОМИТ ЭНЕРГИЮ
Поить нужно, чтобы бороться с интоксикацией
НЕ КОРМИМ пока не просит, но ПОИМ как можно больше!