Лекарственная аллергия остается наиболее малоизученной и сложно диагностируемой проблемой аллергологии. Причина кроется прежде всего в сложности механизмов лекарственной аллергии. А еще в том, что в бытовом смысле к лекарственной аллергии люди относят все нежелательные последствия приема препаратов: от головной боли и нарушения стула до анафилактического шока. Следовательно, важно разделять понятия лекарственной аллергии и нежелательных реакций после приема препарата.
Под лекарственной аллергией понимают повышенную чувствительность организма к лекарственному средству, в развитии которой участвуют иммунные механизмы.
Все остальное это нежелательные побочные действия препаратов. Большинство реакций обусловлено токсическими и псевдоаллергическими механизмами, т.е. не имеют к лекарственной аллергии никакого отношения.
И все нежелательные реакции делятся на предсказуемые и непредсказуемые.
К предсказуемым относят передозировку, побочные эффекты, обусловленные свойствами лекарственного вещества, вторичные непрямые эффекты и эффекты взаимодействия между препаратами.
С передозировкой, думаю, все понятно. Если получить много препарата, то его основные свойства усилятся. Сильное снотворное, может привезти к очень глубокому сну и остановке дыхания, но это не аллергия!
Побочные эффекты – например, мы применяем спрей в нос от насморка, и он спазмирует сосуды носа, одновременно замедляется частота сердечных сокращений за счет побочного системного действия и так далее.
Еще есть «идиосинкразия» — состояние, которое обусловлено индивидуальной непереносимостью лекарственного средства из-за дефицита ферментов и других особенностей организма и независящие от известных фармакологических свойств препарата. Нет у человека фермента, способного переработать препарат и токсические эффекты проявятся во много раз сильнее и самое обидное, анализов, чтобы выявить подобный тип нежелательных реакций не существует.
А что насчет лекарственной аллергии? По данным различных авторов распространенность нежелательных реакций на лекарства составляет 7-15% от всех случаев применения и только 5 -15 % от общего числа нежелательных реакций на лекарства — это лекарственная аллергия.
И здесь сложность состоит в механизме реакции. Зачем это нужно знать? Понимая, как протекает заболевание, можно предположить последствия и понять какие нужно делать исследования для диагностики аллергии.
Самое основное, чего необходимо бояться это анафилактический шок и ангиоотек с нарушением дыхания. Немного менее опасны крапивница и бронхоспазм.
Частота анафилаксии зависит от уровня триптазы крови, поэтому в некоторых европейских клиниках в качестве перед операционной подготовки сдают уровень триптазы, если она высокая – человек может дать шок без аллергии из – за своих врожденных особенностей.
Анафилаксия протекает как IgE зависимая реакция с участием тучной клетки, поэтому в крови нужно искать именно IgE к препаратам. Сложность состоит в том, что молекула препарата очень маленькая и для того, чтобы иммунитет ее «увидел» необходимо препарат соединить с белком. Белок может быть разный у разных людей, соединение с белком обычно неодинаковое и вообще есть еще куча факторов, которые влияют на конформацию комплекса.
Вывод: на рынке представлены ограниченное число анализов на препараты (не более 10 — 15 наименований), которые не 100% показывают аллергию. Многие недобросовестные лаборатории предлагают непроверенные анализы ненадлежащего качества, поэтому важно ориентироваться на лидеров лабораторной диагностики. Использование некачественных диагностикумов – ведет к ложным результатам, но даже современные методики необходимо проверять кожными пробами.
Ведь реакция на препарат может быть за счет консерванта, красителя, стабилизатора и даже резиновой пробки, которой закрыт флакон.
Следовательно, для полной картины, иногда необходимо выполнить обследование на эти вещества (латекс, формалин, желатин).
В заключении обследования выполняются кожные пробы с препаратом. Европейская академия аллергологии и Иммунологии в своей программе ICON DRUG ALLERGY 2014 рекомендует кожные тесты, как быстрый и простой метод диагностики, для выявления аллергии, протекающей по немедленному типу. Особенно хорошо эти методики отработаны для местных анестетиков, антибиотиков пенициллинового ряда, гепаринов и некоторых других препаратов.
Однако, замедленные реакции эти пробы не показывают, из-за отсутствия в механизме отсроченных сыпей реакций с участием тучных клеток, т.е. пробы и IgE крови не могут использоваться для их диагностики.
Поэтому в этом случае применяются патч тесты с антибиотиками и другими лекарственными аллергенами.
Когда еще невозможно предсказать последствия? В случае, когда препарат способен вызвать псевдоаллергию. Некоторые антибиотики и рентгенконтарстные средства из – за особенностей своей молекулы при быстром введении вызывают гистаминолиберацию – выброс гистамина без аллергии. Клинически будет аллергическая реакция, но анализы покажут норму.
Грамотный специалист аллерголог способен дифференцированно поставить диагноз и разобраться в сложной проблеме лекарственной аллергии.
НККЦ Аллергологии и иммунологии предлагает проверенное и надежное аллергологическое обследование – определение IgE с использованием международных валидизированных методик Immunocap от компании Thermo Scientific, Sweden и IMMULITE от Siemens USA.
Кроме того, выполняется аллергологическое кожное тестирование с использованием методик, рекомендованных EAACI. Врач аллерголог – иммунолог дает полноценное заключение по результатам обследования и рекомендации по предотвращению нежелательных реакций на препараты.